Продолжение обзора крупнейших нефтеналивных портов России: Калининград

Королевский замок

1 сентября 1255 года на высоком берегу реки Прегель (Преголя), недалеко от ее впадения в Балтийское море, на месте разрушенного прусского форта Твангесте и пристани Липник рыцари Тевтонского ордена заложили величественный замок. На старо-польском языке он назывался Краловгрод («Королевский замок», в честь молодого чешского короля Пржемысла Отакара II), на современном польском — Крулевец, на латыни — Региомонциум, на чешском — Краловец, на литовском — Караляучюс, на белорусском — Каралявец, на русском — Королевец, на немецком — Кенигсберг. Наибольшее распространение, в том числе, и в пост-петровской России, получил немецкий топоним.

С административной точки зрения на протяжении первых 470 лет своей истории Кенигсберг состоял из трех самостоятельных городов — Альтштадта, Лебенихта и Кнайпхофа, но в бытовом обиходе эти поселения считались районами единой городской агломерации под названием Кенигсберг. 

Сразу после основания нового города, с учетом его выгодного географического положения, сюда стали прибывать немецкие колонисты. Постепенно они смешивались с местным прусским населением, которое впоследствии почти полностью ассимилировалось среди немцев. 

После Тринадцатилетней войны 1454–1466 годов Тевтонский орден, ставший вассалом Королевства Польского, перевел свою столицу из Мариенбурга (ныне — польский Мальборк) в Кенигсберг. В 1525 году теократическое тевтонское государство преобразовано в светское Прусское герцогство, подвластное Польше; столицей новой страны стал Кенигсберг. 

В 1544 году в городе открылся университет, впоследствии названный Albertina в честь правителя, герцога Альбрехта (в настоящее время этот университет является старейшим учебным заведением России). Отметим, что в тот период город стал еще и важнейшим центром литовской культуры — в частности, здесь вышла первая печатная книга на литовском языке. В 1660 году в Кенигсберге начала выходить регулярная газета на немецком языке. 

В 1724 году три вышеупомянутых города, многочисленные поселки, посады и предместья, а также замок, имевший особый статус правительственной резиденции, были административно объединены в город Кенигсберг. В том же году здесь родился Иммануил Кант, великий ученый (философ, теолог, правовед, астроном, историк), наиболее известный уроженец города; его имя сейчас носит местный университет. 

Во время Семилетней войны, 11 января 1758 года, в Кенигсберг вошли русские войска; в течение 4,5 лет город принадлежал России, являясь центром генерал-губернаторства Восточная Пруссия. По условиям Петербургского мирного договора, подписанного в апреле 1762 года, вся территория, ранее занятая Россией в ходе войны, включая Кенигсберг, возвращена Пруссии. 

Земля, море, небо

В XIX веке город значительно вырос — за сто лет его население увеличилось в 5 раз. В 1857 году в Кенигсберг пришла железная дорога, вскоре соединившаяся с железнодорожной сетью России. В 1895 году в городе пущен трамвай. 

В 1919 году открыт аэропорт Девау, первый гражданский аэропорт Германии и один из первых стационарных аэропортов Европы и мира (в настоящее время под названием Малое Исаково существует в формате авиационно-спортивного клуба ДОСААФ). В 1922 году организована регулярная авиалиния Кенигсберг — Рига — Москва, первый зарубежный маршрут российской/советской гражданской авиации. Спустя год этим рейсом летели Владимир Маяковский и Лиля Брик; для них это был первый в жизни полет. Воздушное путешествие, сопровождавшееся мощной июльской грозой, произвело на великого поэта столь сильное впечатление, что он написал большое стихотворение «Москва — Кенигсберг», ставшее настоящим гимном гражданской авиации: 

Сердце, чаще!
Мотору вторь.
Слились сладчайше
Я и мотор:
«Крылья Икар
В скалы низверг,
Чтоб воздух-река
Тек в Кенигсберг.
От чертежных дел
Седел Леонардо,
Чтоб я летел,
Куда мне надо…».

В ходе Второй Мировой войны в Растенбурге (ныне — польский Кентшин), 100 км к югу от Кенигсберга, находилась одна из главных ставок Гитлера — Wolfsschanze «Волчье логово»; здесь 20 июля 1944 года была проведена операция «Валькирия» — покушение на фюрера, организованное старшими офицерами немецкой армии во главе с полковником Клаусом фон Штауффенбергом. Что касается самого Кенигсберга, то здесь был создан мощный укрепрайон, который в апреле 1945 года был взят штурмом советскими войсками. 

После войны

Сразу после окончания Великой Отечественной войны, по решению Потсдамской конференции (июль – август 1945 года) северная часть немецкой провинции Восточная Пруссия вместе с ее административным центром — Кенигсбергом — передана Советскому Союзу. 

В июле 1946 года, после смерти «всесоюзного старосты» Михаила Калинина Кенигсберг переименован в Калининград; Калининградская область вошла в состав РСФСР. В 1947 году практически все немецкое население региона депортировано в Германию; вместо них территорию заселили советские граждане, преимущественно из разоренных войной областей центральной России. 

Почти полностью разрушенный город восстанавливался в несколько этапов, в основном, силами военных строителей; последние руины были снесены уже в конце 60-х годов. Помимо военной и военно-морской инфраструктуры, акцент был сделан на восстановление и развитие мореходства и рыболовства – так, в 1958 году сюда из Москвы переведен Институт рыбной промышленности и хозяйства, а в 1966 году открыто Высшее мореходное училище рыбопромыслового флота. 

Последний год существования СССР, 1991-й, ознаменовался для Калининграда принятием двух ключевых решений на уровне правительства страны – открытие города для международного сотрудничества (вскоре после этого в Калининграде начали работу консульства Германии, Польши, Швеции, Белоруссии, Литвы и Латвии) и создание специальной (особой) экономической зоны «Янтарь», ставшей эффективным драйвером социально-экономического развития региона. 

В настоящее время в ОЭЗ входит вся территория Калининградской области и примыкающие к ней внутренние морские воды и территориальное море РФ; здесь действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяются процедуры свободной таможенной зоны. Согласно федеральному закону, срок деятельности ОЭЗ определен до 31 декабря 2045 года.

Детище шторма

Первое документальное упоминание Кенигсбергской гавани датировано 1339 годом; в тот период Кенигсберг входил в Ганзейский торговый союз (см. материал «По гамбургскому счету»). В 1510 году в результате сильнейшего шторма коса Фрише Нерунг (ныне — Балтийская) была прорвана, и в этом месте образовался новый пролив Фриш Гафф (в настоящее время — Балтийский). Пролив стал частью основной водной магистрали (подходного канала) Кенигсберга, однако требовал постоянного дноуглубления от наносов песка. Находящееся на берегу пролива поселение Пиллау (от прусского pilis — «крепость»; ныне — Балтийск) начало быстро развиваться, став, по сути, аванпортом Кенигсберга. В дальнейшем в результате постоянных дноуглубительных работ глубина судоходного фарватера Кенигсбергского порта составила 4 метра — вполне солидный по тем временам показатель.

В 1697 году в ходе визита Петра I в Кенигсберг подписано соглашение о перевалке российских товаров, поступающих в порт водным путем из Мемеля (ныне — литовская Клайпеда; см. материал «Рекорды Клайпеды») и перевозившихся судами по Куршскому заливу до Лабиау (Полесск) и далее по рекам Аейме и Преголя.

В 1816 году возведен знаменитый маяк в Пиллау, в 1883 и 1887 годах – Северный и Южный молы. В 1890 году завершено строительство морского канала Пиллау-Кенигсберг с искусственными дамбами общей длиной 28 км. В 1897 году на набережной Преголи сооружено зернохранилище емкостью 60 тыс. тонн зерна (до 1930 года — самое большое в Европе) и вальцовая мельница для перемолки зерна, бобов, лена и пеньки, поступавших из России. В тот же период проложена железная дорога из Кенигсберга в Эльбинг (ныне — польский Эльблонг).

В 1901 году расширен морской подходный канал; его фарватер достиг длины 42 км и глубины 6,5 м. Сразу после этого начались масштабные работы по реконструкции порта, включавшие берегоукрепление оградительных дамб. В годы Первой Мировой войны, когда стратегическое значение Кенигсберга повысилось, в порту построены новых причалов. Доковые бассейны — Вольная, Лесная (Дровяная) и Индустриальная гавани приобрели современные очертания.

В 1910 году организована пароходная пассажирская линия Seedinst Ostpreusse («Морская служба Восточной Пруссии»), связавшая аванпорт Пиллау с портами Киль, Травемюнде, Варнемюнде, Мемель (Клайпеда), Либау (Лиепая), Ревель (Таллин), Гельсингфорс (Хельсинки), Свинемюнде (Свиноуйсьце), Эльбинг (Эльблонг), Данциг (Гданьск) и Фрауенбург (Фромборк). 

В 1921 году Пиллау стал главной базой немецкого военно-морского флота, в связи с чем началось строительство новых причалов и портовых сооружений, предназначенных для военного использования. 

В 1924 году торжественно открыт новый Кенигсбергский торговый порт, включавший два новых причала для перевалки генеральных грузов и так называемый «нулевой» причал для отстоя судов. В 1930 году судоходный канал углублен до 8 м и расширен до 70 м. Тогда же построены навесы и складские помещения общей площадью 100 тыс. кв. м и установлены 30 электрических портальных кранов. Кроме того, до начала Второй Мировой войны были построены еще 6 причалов для перевалки генеральных и навалочных (уголь, песок) грузов.

Открытый город

В 1945 году, после перехода Кенигсберга под советскую юрисдикцию, приказом Народного комиссариата (министерства) морского флота СССР на имущественной базе порта образован морской торговый порт Кенигсберг (с 1946 года — Калининград). Через год создан самостоятельный речной порт, расположенный на правом берегу Преголи, в 6 км от ее устья, а еще через год — рыбный (на территории Лесной гавани).

В течение первого послевоенного десятилетия в акватории гавани и на подходном канале велись разминирование и подъем затопленных судов. Параллельно шли восстановление, модернизация и расширение порта.  

В 1952 году в Пиллау, переименованном в Балтийск, создана главная база Балтийского военно-морского флота. Соответственно, Балтийск стал закрытым военным городом; все торговые операции из его гавани были перенесены в Калининград. В связи с этим в Калининградском порту начался очередной этап модернизации, занявший несколько десятилетий. 

Среди основных этапов развития гавани в советский период можно отметить 1983 год, когда на основе нефтебазы рыбопромыслового порта создан полноценный нефтеналивной терминал с причалом, резервуарами для хранения дизельного топлива, мазута и смазочных масел, насосной станцией, очистными сооружениями и пунктом утилизации судовых отходов и нефтешлама. В 1986 году реконструирован морской канал с увеличением ширины фарватера до 80 м, а глубины — до 9,75 м. Последний объект советской эпохи датирован 1990 годом — это терминал накатных грузов в составе двух контейнерных причалов мощностью 3 млн тонн в год, а также причал комплексного технического обслуживания флота и укрепленный южный берег Вольной гавани, предназначенный для отстоя судов.

В мае 1991 года морской порт Калининграда открыт для захода иностранных судов. Через год в гавани открыт пограничный пункт пропуска «Светлый»; с этого момента через Калининградский порт возобновилось международное грузовое и пассажирское сообщение, прерванное еще в 1939 году, с началом Второй Мировой войны.

Западный форпост

Сегодня Калининградская гавань — самый западный и единственный полностью незамерзающий порт России на Балтике. 

Площадь территории порта — 377 га, акватории — 21 кв. км. 106 причалов вытянулись в длину на 16,5 км. Годовой грузооборот — 45 млн тонн, включая 13,5 млн тонн наливных грузов (нефть и нефтепродукты) и 3,7 млрд кубометров газа (о нем — чуть ниже). Максимальные габариты судов, заходящих в порт: осадка — 9,6 м, длина — 200 м, ширина — 30 м. Площадь крытых складов — 157 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 575 тыс. кв. м. Емкость резервуарного парка: нефть — 33 тыс. тонн, нефтепродукты — 326 тыс. тонн. 

Работает регулярный маршрут грузового парома до Усть-Луги и пассажирского — до Санкт-Петербурга; ранее действовавшие рейсы пассажирских паромов до Зассница (Германия), Клайпеды (Литва), Карлсхамна (Швеция) и Гдыни (Польша) ввиду санкционной политики Евросоюза в настоящее время отменены.

В 1999 году частично демилитаризованный Балтийск (где, кстати, на погранзаставе Нормельн расположена самая западная точка России) стал грузовым районом Калининградской гавани — здесь разместился паромный причал с грузооборотом 3 млн тонн в год и нефтепродуктовый терминал мощностью более 2 млн тонн в год. 

В обширной акватории Калининградской гавани расположены три судоремонтных завода, ремонтирующие военные и гражданские корабли всех классов и типо-размеров.

Испарение на ходу

Как и Мурманск с его гигантским танкером-хранилищем «Белокаменка» (см. материал «Ворота Арктики»), Калининградский порт имеет свою особую достопримечательность — единственную в России плавучую регазификационную установку «Маршал Василевский». 

Это огромное морское судно длиной 295 м, шириной 46 м, осадкой 11,5 м и дедвейтом 93 тыс. тонн, имеющее неограниченный район плавания, предназначено для транспортировки, хранения и регазификации СПГ. Ледовый класс корабля — Arc4, позволяющий самостоятельно идти по льду толщиной до 0,8 м, общая вместимость четырех грузовых танков (емкостей для перевозки СПГ) — 174 тыс. кубометров, скорость хода — 19,5 узлов. Испарение СПГ осуществляется двумя регазификационными установками общей мощностью 14 млн кубометров в сутки. В резервуарах поддерживается температура минус 163 градуса, переход СПГ из жидкого состояния в газообразное производится во время движения судна. 

Это чудо морской техники построено на южнокорейской верфи Hyundai Heavy Industries и пущено в эксплуатацию в начале 2019 года; в церемонии запуска принял участие президент России Владимир Путин.

Одна из основных задач «Маршала Василевского» — обеспечение Калининградской области природным газом. Судно может привезти сюда до 3,7 млрд кубометров газа в год, чем полностью удовлетворить потребности региона. Доставленное на корабле газообразное топливо по 13-километровому трубопроводу поступает в Калининградское подземное хранилище газа. ПХГ, введенное в эксплуатацию в 2013 году — первое в России хранилище, оборудованное в отложениях каменной соли. В четырех резервуарах может одновременно содержаться до 174 млн кубометров газа; существуют планы увеличения объема хранения до 800 млн кубометров газа. Уникальное судно и ПХГ принадлежат «Газпрому».

Для швартовки «Маршала Василевского» используется специально построенный из высокопрочного бетона 125-метровый причал, расположенный в 5 км от берега на глубине моря 19 м. От морских штормов конструкцию защищает С-образный волнолом длиной 730 м. В отличие от «Белокаменки», «Маршал Василевский» не стоит на месте, а регулярно используется в коммерческих рейсах. Так, в маршрутном листе судна значится перевозка американского СПГ в Испанию и Индию, а также транспортировка ямальского газа из Сабетты (см. материал «На краю земли») на высокомаржинальные азиатские рынки по Северному морскому пути. Кроме того, судно используется для экспорта продукции, произведенной на заводе «Криогаз-Высоцк» (см. материал «Балтийский акцент 2.0»). 

Григорий Волчек