Фото: Егор Алеев/ТАСС

Компании «Укртранснафта» и «Транснефть» заключили 10-летнее соглашение о предоставлении услуг по транзиту нефти по территории Украины, передает ТАСС со ссылкой на сообщение украинской компании, размещенное в Facebook.

«3 декабря 2019 года АО «Укртранснафта» и ПАО «Транснефть» заключили дополнительное соглашение к договору о предоставлении услуг по транспортировке нефти по территории Украины, которое продлевает его действие на 10 лет — с 1 января 2020 года до 1 января 2030 года», — сказано в сообщении.

«Ъ» отмечает, что со стороны «Укртранснафты» договор  подписал гендиректор Николай Гавриленко, со стороны «Транснефти» — вице-президент Сергей Андронов, встреча произошла в рамках Международной конференции «Энергетика в XXI веке» в Хорватии. Решение о подписании договора было принято акционером «Укратранснафты» НАК «Нафтогаз Украины» 27 ноября.

«Кроме пролонгации договора дополнительное соглашение между АО «Укртранснафта» и ПАО «Транснефть» актуализирует ряд его положений с учетом текущего состояния изменений на рынке услуг по транспортировке нефти в регионе», — уточняется в сообщении украинской компании. Однако базовые принципы сотрудничества, например порядок оплаты услуг и механизм взаимодействия на уровне техслужб, не изменились. 

В сообщении также подчеркивается, что заключение допсоглашения «гарантирует безопасную и устойчивую работу нефтетранспортной системы Украины на долгосрочной основе», создает основу для загрузки системы магистральных нефтепроводов объемами нефти в направлении стран Европы.

«Я считаю, что это позитивное решение, безусловно, как для российской стороны, так и для украинской. Я все время говорю о том, что российская сторона всегда была готова и сейчас тоже подтверждает свою готовность разговаривать о рыночных отношениях», — прокомментировал RT первый зампред комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских

«Контракт на транзит российской нефти через Украину удалось заключить гораздо легче (чем контракт на транзит газа — прим.)  и без политических трудностей, потому что нефть изначально является товаром, который продается по рыночной цене на основе прозрачных и понятных формул», — рассказал РБК директор группы рейтингов АКРА Василий Танурков.

По его словам, транзит газа превратился в политический вопрос, особенно когда Украина перестала напрямую покупать газ у России. С нефть ситуация иная, поскольку только ряд членов ЕврАзЭС получает скидки на российскую нефть в виде таможенных пошлин. 

«Да, с нефтью гораздо легче», — подтверждает изданию аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. «Загрузить порты и перезагрузить нефть не проблема. Можно использовать не только российские порты, но и балтийские. То есть никакой жесткой необходимости к привязке к трубе нет», — утверждает эксперт.

По мнению Полищука, в ситуации с газом все гораздо труднее. «Украину заместить «Газпром» не может, перенаправить газ в порты невозможно, потому что нужны СПГ-терминалы, это не жидкость. Физически нельзя это сделать», — говорит он. Аналитик также добавляет, что и для Украины «это, естественно, совершенно другие материалы и другие деньги — транзиты на миллиарды долларов». 

Кристина Кузнецова