Американская сланцевая революция может захлебнуться без дальнейшего развития инфраструктуры поставок нефти. Свой вклад в революционное дело решил внести швейцарский сырьевой трейдер, строящий планы создания первого в мире глубоководного нефтяного терминала у побережья Техаса. Терминал Trafigura мощностью 500 тыс. баррелей н. э. в сутки значительно расширит экспортные возможности Соединенных Штатов.

В конце июня текущего года экспорт нефти из США достиг уровня в 3 млн баррелей н. э. в сутки, спустя всего два года после отмены в 2016 г. действовавшего в течение сорока лет запрета на экспортные поставки нефти. Дальнейший рост возможен лишь при условии устранения узких мест в существующей в Соединенных Штатах инфраструктуре поставок нефти. Большинство портов в Штатах рассчитаны на прием Aframax и Suezmax, способных за рейс перевозить 500 тыс. и 1 млн баррелей соответственно. Швейцарский трейдер построит терминал, позволяющий принимать крупные танкеры VLCC (Very Large Crude Carriers), на которые можно отправить за раз до 2 млн баррелей нефти. Американская Enterprise Product Partners также собирается построить морской нефтяной терминал у побережья Техаса, способный отгружать до 85 тыс. баррелей н. э. в час. Компания уже начала привлекать VLCC для экспорта нефти с техасского терминала Seaway. Однако отправляет их на экспорт не полностью загруженными из-за существующих ограничений по глубинам. К 2022 г. экспорт нефти из США, согласно прогнозам выйдет на уровень в 5 млн баррелей н. э. в сутки. Отметим, что Россия поставляла в страны дальнего зарубежья в январе-апреле 2018 г. примерно 4,7 млн баррелей н. э. в сутки.

Что касается швейцарской Trafigura, компания нуждается в новых прорывных проектах. Несмотря на рост продаваемых трейдером объемов нефти, в последнее время у компании наблюдается значительное падение прибыли из-за реформы налоговой системы в Соединенных Штатах. За первое полугодие ее отчетного года (с сентября 2017 г. по март 2018 г.) прибыль Trafigura от торговли нефтью и нефтепродуктами сократилась более чем в два раза до 221,8 млн долларов по сравнению с 470,5 млн долларов в аналогичный отчетный период (с сентября 2016 г. по март 2017 г.). За всю свою 25-летнюю историю компания еще не сталкивалась с таким провалом.

Trafigura является одним из крупнейших посредников в цепочке мировых поставок сырьевых товаров. Компания в настоящее время контролирует продажи нефти на мировом рынке в объеме 5,8 млн баррелей н. э. в сутки. Зафрахтованный ею флот насчитывает примерно 4,5 тыс. танкеров, перевозящих нефть и нефтепродукты по всему миру.

Trafigura активно расширяет свое присутствие в других сегментах, позволяющих увеличить доходность бизнеса. Не так давно компания в партнерстве с «Роснефтью» стала владельцем крупнейшего и одного из наиболее современных нефтеперерабатывающих комплексов в Азии — НПЗ в индийском Вадинаре. Покупка этих мощностей по переработке нефти за 13 млрд долларов стала крупнейшими зарубежными инвестициями в экономику Индии за всю историю страны.

Мария Кутузова