В рамках реализации гигантских сахалинских нефтегазодобывающих СРП на российском Дальнем Востоке созданы два крупных нефтеналивных порта

В южной бухте

Порт, через который отгружается на экспорт продукция проекта «Сахалин-2», расположен на юге острова — в поселке Пригородное Корсаковского района. Место это не только удобное для швартовки, но и очень живописное — устье реки Мерея, обширный залив Анива, очерченный мысами Томари и Юнона. Навигация здесь круглогодичная (зимой, помимо лоцманского сопровождения, требуется еще и ледокольная проводка), площадь акватории порта — 58 кв. км. 

До 1945 года эта территория, как и добрая половина Сахалина южнее 50-й параллели, принадлежала Японии и называлась префектурой Карафуто, а поселок назывался Мереи. Градообразующим предприятием поселка был завод по производству агар-агара — растительного заменителя желатина, получаемого из красных водорослей. После закрытия завода исчез и поселок, возродившийся в 2008 году, когда сюда пришла 615-километровая труба с севера Сахалина, с объединенного берегового технологического комплекса «Лунская-А».

Тогда же в Пригородном началась отгрузка нефти, впоследствии достигшая существенных объемов — около 7 млн тонн в год. Отметим, что до запуска порта нефть проекта «Сахалин-2» экспортировалась с морского производственного комплекса «Витязь», включавшего добычную платформу Molikpak, плавучий причал и танкер-накопитель «Оха»; поставки осуществлялись в сравнительно небольших объемах и только в летне-осенний период, по «чистой воде».

Нефтеналивной терминал Пригородного состоит из двух резервуаров с «плавающей» крышей и огнестойким уплотнением общей емкостью 190 тыс. кубометров, отгрузочного подводного трубопровода и выносного одноточечного причального устройства, расположенного в 4,5 км от берега и способного принимать танкеры дедвейтом до 150 тыс. кубометров. Экспортный сорт легкой малосернистой нефти, отгружаемой в Пригородном, раньше назывался Vityaz, а в 2014 году в связи с добавлением в экспортную смесь сырья с других сахалинских месторождений был переименован в Sakhalin Blend.

Через год после начала работы нефтеналивного терминала в Пригородном вступил в строй первый в России комплекс по производству и отгрузке СПГ. Это событие имело не только экономическое, но и политическое значение — старт уникальному проекту дали президент России Дмитрий Медведев, премьер-министр Японии Таро Асо и британский принц Эндрю, герцог Йоркский. Такой состав почетных гостей был определен спецификой проекта «Сахалин-2» — его операционная компания Sakhalin Energy является совместным предприятием «Газпрома», англо-голландской Royal Dutch Shell и японских Mitsui и Mitsubishi.

В настоящее время комплекс отгружает на экспорт (в основном, в Японию и Корею) около 12 млн тонн СПГ в год. На завод газ поступает по той же транспортной схеме, что и нефть — по Транссахалинскому трубопроводу, с добывающей платформы «Лунская-А». После сжижения на двух технологических линиях СПГ закачивается в изотермические двухстенные резервуары объемом 100 тыс. кубометров каждый, а затем — в танкеры-газовозы, швартующиеся к четырем причалам общей длиной 950 метров. 

Специально для проекта «Сахалин-2» в Японии были построены три однотипных газовоза Grand Aniva, Grand Elena и Grand Mereya. Это суда ледового класса с двойным корпусом и 4 грузовыми танками, в которых поддерживается температура до -163 градусов Цельсия. Дедвейт танкеров — 71 тыс. тонн, длина — 288 м, ширина — 49 м, осадка — 11,5 м, эксплуатационная скорость — 20 узлов, экипаж — 14 человек, мощность главного двигателя (паровой турбины) — 32 тыс. л.с., порт приписки — Лимассол (Кипр).

Песня о «Соколе»

В отличие от Пригородного, порт обслуживающий проект «Сахалин-1», имеет давнюю и славную историю. Он называется экзотически — Де-Кастри и находится в Ульчском районе Хабаровского края — то есть, не на острове Сахалин, а на материке.

Залив Японского моря, на берегу которого расположен порт, был открыт в 1787 году знаменитым мореплавателем Жан-Франсуа Лаперузом и назван в честь военно-морского министра Франции маркиза Шарля Эжена Габриэля де Кастри.

????????????????????????????????????

В начале 1850-х годов в ходе знаменитой экспедиции Геннадия Невельского, обнаружившей, в частности, пролив между материком и Сахалином, на тихоокеанском побережье России были заложены несколько военных постов, включая Николаевский (ныне — город Николаевск-на-Амуре) и Александровский, впоследствии переименованный в Де-Кастри. Вскоре эти посты пригодились — в ходе Крымской войны, затронувшей и Дальний Восток, прибрежные гарнизоны успешно отбили несколько англо-французских военно-морских десантов. 

В 1858 году Россия в лице легендарного генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьева-Амурского, основателя Владивостока, Хабаровска и Благовещенска, подписала с Китаем (а точнее — с Маньчжурской империей Цин) Айгунский договор. По этому исторически значимому документу Россия уже официально, а не «явочным порядком» получила земли Уссурийского края южнее Амурского лимана. Сразу же после этого в бухту Де-Кастри была переведена военная флотилия из Петропавловска-Камчатского. Тем самым была создана мощная по тем временам военно-морская база, а в поселке, помимо церкви, появилась первая достопримечательность — маяк Клостеркамп. 

В 1890 году Де-Кастри посетил Антон Чехов, в своих путевых заметках упомянувший поселок как место, где ловится особенно крупная рыба. 

Начало ХХ века в Де-Кастри было бурным — так, в 1905 году, в разгар русско-японской войны, в порту высадился крупный японский десант, а в годы Гражданской войны здесь шли упорные бои. В 30-х годах в ответ на милитаризацию Карафуто (японской части Сахалина) военно-морская база Де-Кастри была усилена орудийными батареями, а вокруг порта были созданы береговые укрепления и сформирован укрепленный район, состоящий из нескольких долговременных огневых позиций. Все это пригодилось во время Второй Мировой войны, когда в заливе Де-Кастри, помимо флота постоянного базирования, обслуживались и укрывались транзитные корабли, как военные, так и гражданские.

В 1952 году на волне «борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом» бухта Де-Кастри была переименована в честь знаменитого русского флотоводца, военно-морского министра Николая Чихачева. При этом, как ни странно, поселок и порт сохранили свое колоритное название.

Вскоре, наряду с военной базой, в порту Де-Кастри появился «гражданский» лесоотгрузочный терминал; этот комплекс, состоящий из трех причалов общей протяженностью 361 м, существует и поныне, ежегодного отправляя на экспорт до полумиллиона кубометров круглого леса и пиломатериалов.  

В 2006 году началась «новая жизнь» Де-Кастри — в порту заработал нефтеналивной терминал проекта «Сахалин-1». Основной объект терминала — вынесенный в море на 6 км от берега одноточечный причал для швартовки танкеров типа Aframax длиной 250 м, осадкой 15 м и дедвейтом до 110 тыс. тонн. Причал называется «Сокол» — по названию экспортного сорта легкой малосернистой нефти Sokol. 

Нефть поступает сюда по 221-километровому нефтепроводу через Татарский пролив и северную часть Сахалина с объединенного берегового технологического комплекса «Чайво». Мощность терминала составляет около 12 млн тонн нефти в год. Отметим, что оператор проекта «Сахалин-1» — компания Exxon Neftegas – является совместным предприятием американской Exxon Mobil, индийской ONGC, японской Sodeco и «Роснефти».

Площадь акватории порта Де-Кастри — около 70 кв. км. В периодс 10 декабря по 10 апреля порт работает в режиме зимней навигации (ледового плавания), которую обеспечивают мощные линейные ледоколы «Адмирал Макаров» и «Ермак», а также ледокольные буксиры «Полар Певек» и «Смит Новик». 

Григорий Волчек