28 марта республиканская оппозиция, победившая на промежуточных ноябрьских выборах в нижнюю палату конгресса США, начала реализацию своего давно анонсированного плана. Его цель — установить, по каким причинам и при каких обстоятельствах правящие в стране демократы развернули два года назад беспрецедентное наступление на нефть и газ.

Глава капитолийского комитета по надзору Джеймс Комер (Кентукки) и председатель комитета по природным ресурсам Брюс Уэстерман (Арканзас) подписали официальный запрос, призванный сыграть немалую роль на американской политической авансцене. Сыграть, добавим, даже независимо от того, увенчается ли продвижение этого письма успехом на верхних федеральных уровнях власти или надолго застрянет в тенетах многослойной и хорошо знакомой соотечественникам вашингтонской бюрократии.

Как известно, статус верховного нефтегазового и — в целом — ресурсно-территориального регулятора США принадлежит Министерству внутренних дел. Один из главных департаментов этого ведомства как раз и отвечает — по давнему распорядку — за всю совокупность правовых вопросов, связанных со статусом топливно-сырьевой энергетики, особенно с ее лицензированием.

Именно туда, в руководство соответствующего подразделения МВД, на имя наделенной необходимыми полномочиями г-жи Лоры Дэниел-Дэвис, направлен меморандум вышеназванных конгрессменов. Они ждут четкого ответа на «вопрос вопросов»: как и почему, едва придя к власти в 2021-м, администрация президента-демократа Джо Байдена продвинула идею диспропорционального приоритета заботы о сохранении климата над не менее важными соображениями национальной энергетической безопасности и жизненными интересами миллионов американских семей? 

Так, розничные цены на бензин, равнявшиеся в день президентской присяги Байдена 2,39 долл за галлон, с тех пор нередко удваивались. А о коммунальных расходах в целом и говорить-то не хочется.

К инициаторам подачи парламентского запроса о причинах непомерного акцентирования «зеленого перехода» в ущерб ископаемым энергоносителям присоединились еще два законодателя. Это, во-первых, глава подкомитета по контролю над экономическим ростом, энергополитикой и регуляторным вопросам Пэт Фэллон (Техас). А во-вторых, это председатель подкомитета по надзору и расследованиям в сфере природных ресурсов Пол Госар (Аризона). Еще 17 депутатов подписали тот же документ. Итак, запахло серьезной и далеко идущей акцией против изъянов в отраслевом курсе Белого дома.

«Администрация Байдена, — отмечено в заявлении г-на Комера для Fox News Digital, — помешала энергопроизводителям путем попытки навязать радикальную повестку своего «Нового зеленого курса» (Green New Deal) американскому народу. Продолжающаяся война демократов против газовой и нефтяной промышленности Америки увенчалась разве что увеличением цен на топливо, за что наши семьи по всей стране платят высокую цену».

Столь гневных высказываний в словах лидеров капитолийского протеста совсем немало. Причем особенно опасной для команды действующего главы государства стала риторика чуть ли не классового содержания(!) — жалобы на обнищание многих тысяч уволенных в 2021 году геологов, разработчиков, буровиков, сервисников, энергомашиностроителей и, конечно, создателей отмененных администрацией трансконтинентальных трубопроводов.    

С особой силой развенчиваются попытки Белого дома доказать, что должные уроки из стартовой «антинефтегазовой» политики 2021 года уже, мол, извлечены; и диалог властей с углеводородным ТЭК якобы уверенно выправляется. Так, Белый дом часто приводит в пример свое разрешение на освоение кладовых девственной Аляски. Но максимально допустимый — по федеральному закону — уровень роялти на арктических месторождениях (18,75%) запределен. Тем не менее, именно он был там установлен! И ведь сама же администрация, выделив там на декабрьский лицензионный раунд около миллиона акров, получила в ответ всего… одну мини-заявку на 2304 акра стоимостью 63,983 долл!

Не опасаясь схватки с эшелонами исполнительной власти, оппозиционные конгрессмены вступили в дуэль не только с МВД, но и с могущественным контролером американского нефтегазового шельфа — The Bureau of Ocean Energy Management. Так, вышеупомянутый Брюс Уэстерман прямо заявил, что «…закулисные интриги утяжеляют продолжающийся энергетический кризис по Байдену, угрожают национальной безопасности США, срывают будущие инвестиции и причиняют долговременный ущерб экономике».

Многие возмущены тем, что, вопреки закону 1953 года, правительство США, завершив еще в июне прошлого года очередную пятилетнюю программу сдачи перспективных нефтегазоносных блоков в аренду, так и не приняло очередной план в этой области. И компаниям по сей день неизвестны подлинные перспективы американского апстрима. «Более того, — подчеркивается в парламентском запросе, — дефицит выдачи лицензий окажет длительное воздействие на и без того истощенные площади для добычи, как и на повышенную зависимость от поставок топлива из-за рубежа…».

Последний из перечисленных аспектов звучит, между прочим, особенно болезненно и уязвимо для Белого дома. Ведь не секрет, что, начав атаку на углеводородный ТЭК в Соединенных Штатах и рекламируя президентскую заботу о лазурно-незадымленных небесах над Новым Светом, люди Байдена возлагали, противоборствуя с российским ТЭК, альтернативную ставку на поставщиков сырья из «третьего мира». Пусть, дескать, временные проблемы с климатом если и усугубляются, то в Африке или на Ближнем Востоке. 

Но вот не пожелала взвинчивать добычу Саудовская Аравия… Уклонился от сколь-либо объемных обязательств по газу Катар… Не согласен уступить Белому дому для снятия нефтяного эмбарго Иран… Падает производство в Анголе… Как не восстанавливается оно и в Нигерии, Ливии… Дошло до того, что сам же Вашингтон (не добрав, по данным республиканцев, по 2 млн баррелей ежесуточно по сравнению с тем, что могло стать явью при прежних подходах к сланцевому буму) пошел на резкий шаг в отношении топливного рынка в… далеком Средиземноморье. Как известно, Штаты попросили ведущих нефтетрейдеров не отказывать Тунису, Марокко и других стран в свободной проводке танкерного шиппинга из российских портов на Балтике!

В общем, вконец «доработались» — до сомнительного и противоречивого итога — отнюдь не рядовые функционеры, а министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм, главный стратег госдепартамента по проблемам ТЭК Амос Хохштейн… «Доработались», как видно, и другие (между прочим, весьма гибкие и многоопытные, но оказавшиеся в тисках роковых «энергоальтернативных зигзагов») руководители того же направления.  

Павел Богомолов
Кандидат политических наук