Как сообщают «Ведомости»shutterstock_548414896, на прошлой неделе Правительство рассмотрело подготовленный Минфином законопроект, повышающий налоговую нагрузку на «Газпром» и нефтегазовый сектор. Коэффициент в формуле расчета НДПИ для «Газпрома» уже в IV квартале 2017 года будет увеличен с 1, 7969 до 2,2738. Также в 2020 году сохранится повышенная ставка на газ — она увеличивается в 2019 году на 280 рублей за кубометр. Как пишет издание, правительство таким образом пытается компенсировать недополученные дивиденды.

Нефтянка ранее уже писала о показателях газовой монополии. «Чистая прибыль «Газпрома», относящаяся к акционерам компании, по международным стандартам финансовой отчетности за 2016 год выросла на 21% и составила 951,637 млрд рублей. Согласно распоряжению правительства, государственные компании должны направлять на дивиденды половину чистой прибыли. В этом случае размер дивидендов составил бы около 20 рублей на акцию», — говорится в материале.

Тем не менее, вместо ожидаемых 171, 33 млрд рублей госбюджет получил лишь 73 млрд, поскольку значительная часть чистой прибыли сформировалась, в том числе, за счет операций «неподкрепленных денежным потоком».

Теперь же повышение коэффициента, по расчетам государства, должно принести бюджету 30 млрд рублей. «Правительство РФ  отмечает факт недополучения доходов бюджета в том числе из-за того, что дивидендные выплаты от некоторых компаний, в которых государство — главный акционер, меньше плановых ожиданий. Минфин ищет механизмы и инструменты замещения недополученных доходов бюджета. В качестве такого предложения выступает увеличение НДПИ для ТЭК», —рассказал «Нефтянке» директор департамента риск-менеджмента АО «ЕФГ Управление Активами» Александр Баранов.

Также «в целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы» доплатят и нефтяники. Комиссия при правительстве одобрила предложение Минфина сохранить до 31 декабря 2020 года увеличенную ставку НДПИ на нефть в размере 428 рублей за тонну. В 2017 году, по налоговому законодательству, действует надбавка к НДПИ в размере 306 рублей, в 2018 она составит 357 рублей, в 2019 — 428 рублей. Дополнительные доходы от этих мер оцениваются примерно в 0,5 трлн рублей суммарно за три года.

«Увеличение НДПИ — это дополнительная нагрузка на бизнес соответствующих компаний», — говорит Александр Баранов. «По сути, это решение приведет к снижению рентабельности всех компаний ТЭК, в том числе и увеличению нагрузки на доходы миноритарных акционеров». Эксперт отмечает, что это обстоятельство снижает инвестиционную привлекательность сектора в глазах существующих акционеров и потенциальных инвесторов

По мнению заместителя главного директора по энергетическому направлению IEF Алексея Белогорьева, в условном выигрыше от повышения налога на добычу полезных ископаемых оказываются только добычные проекты, уже имеющие льготы по НДПИ. Как пояснил «Нефтянке» Белогорьев, проекты с льготами есть у всех ВИНК, а также у крупнейших независимых компаний (например, у Иркутской нефтяной компании), поэтому в разрезе компаний дифференциация не так велика.

«Предложенный рост НДПИ означает дальнейший рост недоверия между недропользователями и государственными регуляторами. Первые видят в поведении вторых отсутствие стратегии и конъюнктурность, вторые пытаются снять «сливки» с отрасли, не веря, по-видимому, в ее долгосрочные перспективы. Поэтому в основе противоречий лежат не текущие потребности бюджета, а совершенно разные подходы к стратегированию, и содержательно, и методически», — говорит Белогорьев.

Что же касается «Газпрома», то, по мнению эксперта, постепенное выравнивание налогового бремени между добычей нефти и газа закономерный и даже запоздалый процесс. «Все ближайшие годы рост налогообложения добычи газа будет идти опережающими темпами. Сейчас это касается в основном «Газпрома» но вскоре затронет и добычу независимых производителей», — заключает эксперт.

Кристина Кузнецова