Фото: Stock.adobe.com

Основным экологическим трендом в глобальном масштабе остается снижение антропологической нагрузки на окружающую среду, что в отношении пластмасс трансформируется в запреты и ограничения использования одноразовых изделий в промышленности и быту. Предпочтение отдается биоразлагаемым полимерам и вторично-переработанным. Эта тенденция вписывается в концепцию снижения углеводородного следа в рамках выполнения требований Парижского соглашения. В развитых странах отрасль вторичной переработки пластмасс сформировалась при содействии государства, начиная от организации сбора вторсырья и заканчивая нормативами и техрегламентами, регулирующими их применение в производстве готовой продукции. Кроме того, принимались стимулирующие меры, направленные на снижение налоговой и долговой нагрузки.

В глобальном масштабе говорить о конкуренции между вторичными и первичными полимерами пока преждевременно. Как показал мировой опыт последних 15-20 лет, большая часть собранных и обработанных вторичных пластмасс остается невостребованной, а само направление остается на плаву только благодаря защитным мерам со стороны государств. В этой связи большинство крупных ВИНК не видят опасности в развитии сегмента вторичной переработки пластмасс. Существуют направления, в которых пластмассы невозможно заменить замещающими материалами. Особенно показателен в этом плане 2020 г., когда индивидуальные средства защиты и пластиковая упаковка оказались весьма востребованы из-за пандемии. А остановка крупных производств и перебои с поставками на международные рынки показали востребованность первичных полимеров. В большей степени в силу дефицита первичного полимерного сырья усилился спрос на вторичные полимеры.

Следует отметить, что в зависимости от технологического процесса промышленные отходы пластмасс как правило снова возвращаются в производственный цикл, независимо от экологической повестки. Что касается полимерного вторсырья, извлекаемого из отходов, то данное направление в России развивалось бессистемно, без государственного содействия. До недавнего времени сырьевым источником для вторичной переработки ПЭТ служили, главным образом, полигоны и свалки. Зачастую денежно-товарные отношения на рынке полимерного вторсырья носили нелегальный характер, а собранное вторсырье характеризовалось низким качеством.

Российская отрасль вторичных полимеров представлена множеством компаний-переработчиков и характеризуется низкой степенью консолидации. В частности, бывшие в употреблении ПЭТ-бутылки служат сырьем для производства вторичного ПЭТ в виде флекс-хлопьев, регранулята и агломерата. Основным направлением использования вторичного ПЭТ в России является переработка в волокна, нити, нетканые материалы. Производство регранулята пищевого качества, применяемого для изготовления преформ, организовано на двух заводах Пларус в Московской области и Полиэф компании Сибур в Башкирии.

В соответствии с госпроектом «Экология» в России началась так называемая мусорная реформа, под эгидой которой были созданы компании по обращению с отходами – региональные операторы. Разработана законодательная база, прорабатываются финансовые и инвестиционные инструменты. Таким образом, рынок вторсырья получил стимул для дальнейшего цивилизованного развития. Этот фактор положительно отразился на развитии отрасли вторичной переработки пластмасс, в частности ПЭТ, в плане сырьевого обеспечения. За счет комплексного подхода, появился прозрачный механизм трансформации ТКО во вторичные материальные ресурсы и вторсырье.

Несмотря на положительные стороны реформы, в настоящее время отмечается недостаток мощностей по сортировке ТКО, который планируется преодолеть в ближайшие 5 лет за счет строительства новых мусоросортировочных комплексов. В отсутствие таковых региональные операторы в праве осуществлять временное хранение ТКО, а смешанные отходы отправлять на полигонное захоронение. Кроме того, зачастую регионы в качестве приоритетного направления выбирают строительство мусоросжигательных заводов, что противоречит целям госпрограммы в части предпочтительного предварительного разделения мусора с целью извлечения из него полезных фракций и создает дополнительный экологический риск в виде выбросов диоксинов. С целью упорядочить и систематизировать информацию по отрасли ведется разработка федеральной схемы обращения с отходами, которая формируется из аналогичных территориальных схем, разработанных на уровне регионов РФ.

Евгения Гаврилина, аналитик, 
Commodities Content & Research, Refinitiv