Цены на бензин после новогодних праздников продолжили расти, пишет «КоммерсантЪ». Издание отмечает, что такая динамика необычна для начала года, поскольку зимой нефтекомпании снижают оптовые цены из-за стагнирующего спроса.

Тем не менее, на прошлой неделе средняя стоимость бензина АИ-92 на московских заправках выросла на 14 коп. до 35,76 руб. за литр, Аи-95 – на 16 коп. до 38,78 руб. за литр, дизтоплива – на 21 коп. до 37,41 руб. за литр.

Согласно данным Московской топливной ассоциации, по состоянию на понедельник 16 января самый дорогой бензин продавался на АЗС ЛУКОЙЛ. Стоимость бензина Аи-95 компании преодолела отметку 40 руб.за литр, цена Аи-92 поднялась до 36,9 руб. за литр, дизтоплива – до 38, 62 руб. за литр.

«Роснефть» подняла цены на Аи-92 до 35, 64 руб. за литр, Аи-95 – до 38, 73 руб. за литр, дизтолплива – до 37, 26 руб. за литр. На АЗС под брендом ВР топливо подорожало на 10 – 30 коп. за литр. «Татнефть» повысила цены на 24 – 43 коп., Shell – на 5 – 16 коп. отмечается подорожание топлива на АЗС «Нефтемагистраль», «ММ Транс», «ЕКА-АЗС», ТНК, а также «Газпром нефти».

Цены подняли и в регионах. Так, самая высокая цена обнаружена на Севере. В поселке Сеймчан литр Аи-92 стоит 64 руб. за литр. А в Омске Аи-92 подорожал за новогодние праздники с 33,65 до 34, 05 руб. за литр, Аи-95 с 36, 50 до 36, 70 руб. за литр.

Нехарактерный для января рост цен на топливо объясняется несколькими факторами. В частности, в первые дни января «Газпром нефть» начала плановый ремонт Московского НПЗ, а в феврале-марте и вовсе не будет производить бензин. По данным «Аналитики товарных рынкоы» из-за ремонта среднесуточное производство автобензина в целом по компании в первую декаду января снизилось на 21,5% по сравнению с декабрем.

Кроме того, рынок в начале весны может испытать нехватку топлива из-за параллельного ремонта Ярославского НПЗ, который собственники завода «Роснефть» и «Газпром нефть» отказались переносить с марта на апрель.

Как отмечает руководитель по исследованиям Управления по ТЭК Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Кудрин, цены вверх толкает также продолжение налогового маневра в нефтяной отрасли: снижение экспортных пошлин на нефть приводит к тому, что на внутреннем рынке при прочих равных бензин должен дорожать.

В конце 2016 года глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов спрогнозировал повышение цен на топливо из-за повышения акцизов «в пределах от 8 до 12%». Он пояснил, что повышение цен на заправках необходимо компании для компенсации роста налоговой нагрузки, чтобы «не потерять объемы производства и не создать дефицит на рынке России».

По оценкам Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», нефтекомпании будут вынуждены повышать цены, поскольку текущее соотношение оптовых и розничных цен не оставляет владельцам независимых АЗС приемлемой маржи.

Кристина Кузнецова