23 ноября 2022 г. завод «Москвич» начал собирать первые автомобили. 

Весной этого года после ухода из России автоконцерна Renault столичные автопромышленные мощности перешли правительству Москвы. В результате было объявлено о возрождении бренда «Москвич». Московский автомобильный завод быстро возобновил работу, предприятию в кратчайшие сроки удалось запустить производство и наладить логистику поставок. 

Первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания выпускаются в Москве на основе моделей китайского бренда JAC. Но в дальнейшем в планах «Москвича» полностью перейти на выпуск электромобилей собственной разработки. Электрокары предполагается производить с конца 2025 г. Пока же на промышленных мощностях завода начата серийная сборка внедорожника «Москвич 3», первые машины поступят в продажу в столице уже в декабре 2022 г. Полномасштабная работа московского автомобильного завода обеспечит работой несколько десятков тысяч человек.

В автосалонах страны внедорожники планируют продавать с марта следующего года. По информации завода, машина оснащена бензиновым двигателем объемом 1,5 литра и мощностью 150 л. с., в двух комплектациях с автоматической коробкой передач или шестиступенчатой механической. Минпромторг планирует включить «Москвичи» в государственные программы по поддержке спроса. Приоритетом завода станет локализация производства автокомпонентов. Следующим этапом будет создание собственной универсальной платформы для отечественного электромобиля, старт производства которого запланирован на 2025 г.

26 октября этого года начались продажи электроседанов Evolute i-PRO. Запуск завода по производству электрокаров (в основе модели китайский бренд Dongfeng, по информации «Новых известий») состоялся 28 сентября в Липецкой области. Это первый специализированный завод по производству электрокаров в нашей стране. Электромобили Evolute участвуют в программе Минпромторга по льготному автокредитованию, на них действует повышенная скидка в 35% от рыночной стоимости, до 925 тыс. рублей. Новые Evolute i-PRO уже доступны в шести регионах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Воронеже, Краснодаре, скоро они появятся в Ростове-на-Дону, Сочи и Симферополе. Мощности завода по крупноузловой сборке в Липецкой области позволят изготавливать более 100 тыс. электромобилей в год, по данным автопроизводителя. В линейке Evolute до конца года должны появиться кроссовер I-Joy и минивен Evolute I-Van, а на 2023 г. запланирован выпуск кросс-купе I-Jet. 

Можно отметить, что на следующий год в России запланирован выпуск прототипа электромобиля «Кама» на мощностях «Камаза». Однако одним из главных событий электромобилизации страны стал запуск Государственной корпорацией по атомной энергии«Росатом» строительства в Калининградской области первой в России «гигафабрики» накопителей энергии. Крупнейшее по масштабу предприятие мощностью 4ГВт*ч в год обеспечит потребности отечественных производителей электротранспорта в тяговых литий-ионных батареях. Планируется выпустить первый аккумулятор в 2025 г.

В августе 2021 г. в стране была принята концепция развития электротранспорта в стране, в рамках которой разработана программа льготных кредитования и лизинга, охватившая и электромобили. Но главное направление развития электротранспорта в стране – стратегия московского правительства, нацеленная на внедрение в столице электробусов. Только на этот год программа закупки включила 420 таких автобусов. Основной поставщик «Камаз» ориентирован на выполнение существующих договоренностей. По данным Национального агентства промышленной информации, столичные планы на 2023-2024 гг. включают закупку более одной тысячи электробусов. Программа развития электротранспорта в стране предполагает производство к 2030 г. порядка 217 тыс. единиц (для сравнения в этом году планировалось выпустить 2,5 тыс. таких машин). 

Отметим, что в отличие от Москвы северная столица решила пойти «альтернативным путем», сделав акцент на развитии газотранспортного сегмента общественного транспорта. По информации НАПИ, до конца года власти Санкт-Петербурга планировали закупить 2,8 тыс. автобусов на газомоторном топливе, из них 1,4 тыс. предполагает использование сжиженного природного газа (СПГ), а еще 400 – КПГ. Однако полноценная работа транспорта на СПГ начнется лишь в следующем 2023 г., когда должен заработать малотоннажный СПГ-завод в Копорье (Ломоносовский район Ленинградской области). Полноценная заправочная инфраструктура в городе заработает лишь к 2024 г.