Среди сетевой общественности последние годы крайне популярен жанр публичного выяснения отношений. Например, широко известно в сети сообщество «Медиасрач», практикующее сеансы взаимного разоблачения со срывом покровов среди работников средств массовой информации и сочувствующих им лиц. Похоже, самое время создавать аналогичное сообщество и в нашем, нефтегазовом, секторе — дефицита скандалов не предвидится. Чего стоит, например, обмен любезностями между широко известным в узких кругах Рустамом Танкаевым, генеральным директором компании «ИнфоТЭК-Терминал», который по мнению экспертного сообщества «давно уже сотрудничает с Роснефтью» и «плотно и давно работает на Леонтьева (вице-президент ПАО «Роснефть» — авт.)» и пресс-службой ПАО «Транснефть».

Вкратце напомним канву событий. Вчера Рустам Танкаев опубликовал на страницах «Независимой газеты» статью «Дизельная прорва», где не стесняясь в выражениях «критикует» свежеоткрытый продуктопровод «Транснефти» Волгоград-Новороссийск. В лучших традициях брежневской «Правды» обвиняя «Транснефть» и, заодно, ЛУКОЙЛ и Сургутнефтегаз едва ли не в измене Родине. «С точки зрения дикого капитализма ситуация для них идеальная», — отмечается в статье. Транснефть потакает нефтяным компаниям — «в авангарде дикого капитализма идет государственная инфраструктурная монополия». «Ситуация становится критической… максимизация экспорта дизеля может привести и к дефициту авиатоплива со всеми вытекающими последствиями» — с изрядной долей истерики пишет автор. Каким образом экспорт дизеля приводит к дефициту авиакеросина — один Танкаев знает, ну да бог с ним. Оставим это на его совести. Ну и, конечно, поскольку ни один труд эпохи развитого социализма не может обойтись без цитаты из классиков марксизма-ленинизма, Рустам изящно цитирует Маркса: «при 100-процентной прибыли капиталист попирает все человеческие законы, а при прибыли в 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». Узнаете? Это самая избитая цитата из всего корпуса марксистской литературы.

Разумеется, такой выпад не мог остаться без ответа и уже сегодня на сайте ПАО «Транснефть» появляется пресс-релиз стилистически пародирующий детище Танкаева и по факту обвиняющий «Независимую» едва ли не в коррупции. «Утверждения о возникновении дефицита топлива в связи с началом работы продуктопровода «Юг», являются не только лживыми, но и откровенно глупыми. Объем экспорта дизеля из порта Новороссийск после начала эксплуатации трубопровода существенно не изменился. Труба заменила доставку топлива по железной дороге, сделав эту транспортировку более дешевой и экологически чистой», — сообщила Транснефть. «Пресс-служба ПАО «Транснефть» обращает внимание СМИ, что среди подобных Танкаеву экспертов обычно крайне низок уровень социальной ответственности, и экономия газеты на гонораре на самом деле многократно компенсируется для такого эксперта выплатами у заказчика. Говоря языком К.Маркса — «при прибыли в 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». Однако, сама газета неизбежно девальвируется в глазах читателей».

Любопытно, что ПАО «Транснефть», по всей видимости разделяет мнение экспертного сообщества и также считает что Танкаев «давно уже сотрудничает с «Роснефтью», поскольку сочла возможным не только вернуть ему Маркса и «низкий уровень социальной ответственности», присовокупив заодно «ложь и откровенную глупость», но и походя «пнула» Роснефть: «Так называемая «негосударственная» компания «Роснефть», несмотря на все принятые меры пока так и не начала модернизацию заводов Самарской группы и в результате вместо качественного дизеля продолжает выпуск «Евро-3» и большого количества мазута, направляемого за рубеж на вторичную переработку.» 

Что ж. Мы будем с интересом следить за развитием событий. Закончится на этом обмен любезностями между Танкаевым (кто бы за ним не стоял) и «Транснефтью» или нас ждет вторая часть Марлезонского балета — узнаем в понедельник.

Антон Пантелеев