В середине октября 2021 года я, скромный журналист, писатель и немного блогер Вячеслав Калинин, увлекающийся космической темой, обратился через Facebook непосредственно к генеральному директору «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину. С Дмитрием Рогозиным, «генералом» «Роскосмоса» мы давно в друзьях… На Facebook. Обращение было отправлено, и тут началось такое… 

Как известно Дмитрий Олегович Рогозин в прошлом Полномочный представитель России при НАТО, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, а ныне генеральный директор «Роскосмоса», спецпредставитель Президента России по вопросам международного сотрудничества в области космоса лично ведет свои аккаунты в социальных сетях. И на вопрос о возможности посещения космодрома «Байконур», во время запуска ракеты в космос, он ответил быстро и со свойственной ему прямотой и конкретностью – не вопрос… А пресс-служба «Роскосмоса» получила указание – связаться с инициатором обращения и организовать поездку. И честно говоря, это было удивительно и необычно. Учитывая, какие круги бюрократического ада приходится порой проходить журналистам при обращении в государственные органы и госкорпорации, такой подход к делу можно сказать шокировал, но в хорошем, разумеется, смысле. 

И вот, я, заручившись аккредитацией известного российского издания, направляю официальное письмо в «Роскосмос», где уже определяют дату посещения космодрома «Байконур» и детали самого участия в церемонии запуска ракеты-носителя. И заранее покупаются билеты из далекого и сумрачного Петербурга в солнечную Кызылорду, с пересадкой в Алма-Ате, некогда бывшей столице Казахской ССР в составе Советского Союза, а сейчас скромном областном центре Республики Казахстан.

Из Москвы самолет берет курс на юго-восток, на Кызылорду, от которой примерно в 300 километрах и находится легендарный космодром. И туда от Кызылорды еще нужно как-то добраться. Вариантов немного. Курсирует поезд до ближайшей к «Байконуру» станции, но проще и быстрее домчать на местном такси, где платить приходится в тенге (валюта Казахстана), но по российским меркам совсем недорого, около 4000 рублей. И вот по трассе, которая ведет на запад, по рассказам таксиста Джамбулата вплоть до Оренбурга и даже до Самары, мы с коллегами из журнала «Газ-Нефть-Водород» устремляемся в город Байконур. 

Этот город, одноименный с легендарным космодромом находится в казахской степи и служит пристанищем как для космонавтов перед стартом, так и для тысяч российских и казахских специалистов космической отрасли, сервисных компаний, обеспечивающих работу космодрома и запуск космических аппаратов. В городе действуют школы, бюджетные учреждения, российская полиция и налоговая служба. Байконур – это закрытое муниципальное образование со всеми его атрибутами, плюсами и минусами. Глава Байконура назначается совместным решением российско-казахской комиссии. 

© Вячеслав Калинин

Перед КПП на въезде в город нас встречают представители службы режима Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (АО «ЦЭНКИ») — дочернего предприятия «Роскосмоса», и сопровождает в центр города. На КПП — обязательная проверка пропусков и документов. Поездка по городу занимает около 15 минут и во время движения можно заметить, как все здесь напоминает и о первом страте в космос и о легендарных людях, посвятивших свою жизнь освоению безграничных пространств Вселенной. Памятники Сергею Королеву и Юрию Гагарину, стелы с изображением ракет, выцветшие советские плакаты на фасадах домов, рассказывающие о важнейших вехах в освоении космоса. 

В офисе ЦЭНКИ нас встречает пресс-секретарь этого уважаемого учреждения Ирина Назарова и после краткого инструктажа мы отправляемся на завтрак в лучшее местное кафе, которое, конечно, носит название «Звездное небо». Ирина Назарова при встрече поясняет, что на космодром мы будем добираться в составе объединенного пула прессы. «Сегодня нас не много, вот на пуск, который обеспечивал полет съемочной группы в рамках проекта «Вызов» тут много кто приезжал, был и Иван Ургант и Владимир Машков, десятки российских и иностранных журналистов, а сегодня все тихо и спокойно, но это и к лучшему, мы можем полностью погрузиться в уникальную атмосферу запуска ракеты», — говорит Ирина Назарова. 

И вот — путь на «Байконур», который теперь уже не город, а космодром. Мы едем на относительно новой «Газели» по петляющей в степи дороге и видим по сторонам объекты космической инфраструктуры — станции слежения и вышки специальной связи. Вместе с нами в машине наряду с журналистами из «Газ-Нефть-Водород» корреспондент ТАСС и фотографы известных российских информагентств. По ходу движения наблюдаем верблюдов и узнаем, что местная степь — это привычная среда обитания, как для домашних животных, так и для диких, таких как для лисы, шакалы и зайцы.

Может показаться странным, но «Роскосмос» очень тесно связан с отечественной энергетической отраслью и непосредственно с технологиями добычи нефти и газа. К примеру «Газпром» и «Роскосмос» сотрудничают в таких проектах как создание спутников «Ямал», развитие систем дистанционного зондирования земли «Сморт». Более того «Роскосмос» готовит настоящий прорыв в сфере развития технологий добычи нефти и газа, уже в интересах всей нефтегазовой отрасли. Речь идет о создании технологического комплекса для гидроразрыва пласта (ГРП). 

«Ямал-601» © ОАО «Газпром космические системы»

Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») в ноябре 2021 года  представил опытный образец комплекса гидравлического разрыва пласта (флот ГРП), применяемого при добыче нефти и газа.  «В ноябре 2021 года МИТ представил опытный образец комплекса гидравлического разрыва пласта (флота ГРП), который в течение 2022 года пройдет полный цикл испытаний», — отметили в корпорации.

25 ноября 2021 года, в городе Волгограде на площадке ФНПЦ «Титан-Баррикады» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялась приёмка первого отечественного флота гидроразрыва пласта (ГРП).

Российский мобильный комплекс для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти — 12 высокотехнологичных агрегатов — разработан и изготовлен Корпорацией «МИТ» при участии нескольких десятков российских предприятий в соответствии с решением Президента и соответствующим распоряжением Правительства РФ в рамках программы импортозамещения и диверсификации оборонно-промышленного комплекса в интересах отечественного нефтегазового комплекса.

В мероприятии принимали участие Герой Труда России, генеральный конструктор МИТ Юрий Соломонов, Герой Труда России, генеральный директор ФНПЦ «Титан-Баррикады» Виктор Шурыгин, представители Госкорпорации «Роскосмос», Минэнерго и Минпромторга.

В 2022 году опытный образец флота ГРП пройдет полный цикл испытаний, в том числе непосредственно на нефтяных месторождениях компании «Газпром нефть». На 2023 год намечены работы на реальных объектах. В соответствии с заключенными соглашениями в первую очередь планируется использование флота ГРП, разработанного в корпорации, ПАО «Газпром» и ПАО «Газпромнефть». 

И это при том, что вообще-то «Московский институт теплотехники» знаменит тем, что он — разработчик межконтинентальных баллистических ракет. На его счету создание таких боевых ракетных комплексов как «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и «Булава».

© Госкорпорация «Роскосмос»

Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос», Дмитрий Рогозин, в этой связи отметил: «Производство силового оборудования для энергетики становится, по сути, вторым профильным, подчеркну, профильным направлением деятельности ряда наших предприятий. Сегодня мы производим и поставляем энергетикам различного рода турбонасосы, газотурбинные агрегаты, фонтанную и запорную арматуру, датчики, электрооборудование систем управления, защиты и контроля технологических процессов ядерных реакторов энергоблоков атомных электростанций, электромеханические устройства на электромагнитных подшипниках с системами управления для газовой и нефтеперерабатывающей промышленности и многое другое. Разработка флота гидроразрыва пласта — новая тема, за которую взялась наша дочерняя Корпорация „Московский институт теплотехники“, основным направлением деятельности которой является разработка и производство твердотопливных боевых ракетных комплексов стратегического назначения. Для нас это не только диверсификация производства, но и возможность в условиях санкций против российских энергетических компаний обеспечить их всем необходимым для продолжения работы».

Пуск с «Байкронура» космического аппарата — это всегда яркое и востребованное у журналистов, фотографов и операторов событие — снимки и съемки получаются потрясающие. И нужно сказать, что эти московские журналисты и фотографы искреннее влюблены в свою тематику — русский космос. Они с удовольствием выбираются в дальние командировки как на «Байконур», так и на космодром «Восточный» в Амурской области. Посещение запуска ракеты — это незабываемая атмосфера и совершено потрясающие эмоции, которыми жить можно еще долгие, долгие месяцы.

И нужно сказать в эту атмосферу, которая занимает все наземное пространство «Байконура», постепенно погружаемся и мы, впервые участвующие в процессе, который называется подготовкой к пуску космического аппарата. 

Сначала нас привозят непосредственно на площадку пуска ракеты. Ракету кажется можно погладить рукой, такая она близкая и гладкая. Но это иллюзия, потому что начинается процедура заправки космического аппарата «Союз-2.1б» и всех не причастных к этому процессу отгоняют подальше от стартовой площадки. Журналистов вообще увозят на НП — наблюдательный пункт, с которого мы и будем следить за процессом старта. На «улице» стоит сухая и теплая погода, около 8 градусов +С°. Небо постепенно затягивается облаками.

© Вячеслав Калинин

Непосредственно перед стартом я, от имени интернет-издания «МК-Ямал» передал руководителю пресс-службы «Роскосмоса» Дмитрию Струговцу ценный сувенир — подлинный шаманский бубен, изготовленный мастерами с Ямала. Бубен с Ямала не сможет попасть на МКС по причинам жестких ограничений на доставку на борт станции грузов, однако будет передан в музее государственной корпорации. 

Примерно в 18.00 начинается отсчет времени до запуска ракеты. В холодном вечернем воздухе над навесом наблюдательного пункта звучат слова: «До старта 15 минут, до старта 5 минут»… НП застывает в напряженном ожидании, над нами смыкается плотный купол из тишины и безветрия. Вдруг начинает накрапывать мелкий, почти неощутимый дождь, но и он быстро прекращается. И в эту же секунду небо прямо перед нами разрывает яркий всполох белого пламени, а потом раздается тревожный гул, перерастающий в грохот. Ракета медленно отрывается от стартового стола и начинает с трудом подниматься в высоту, преодолевая земное притяжение. По громкой связи невидимый нам офицер боевого расчета комментирует процесс: «Пять секунд, полет нормальный, 15 секунд полет нормальный». 

© Госкорпорация «Роскосмос»

Никто не поздравляет друг друга с удачным пуском. Все ждут мгновения отделения третьей ступени от комического корабля «Прогресс» с модулем «Причал» на борту. И только когда третья ступень благополучно отделяется от космического корабля — звучат слова поздравления и тихие возгласы ликования — старт состоялся. Ракета-носитель «Союз-2.1б» с кораблем «Прогресс М-УМ» и узловым модулем «Причал» удачно стартовала с площадки № 31 («Восток») космодрома «Байконур».

Потом будет пресс-подход и мне, видимо, как человеку, который привез в подарок «Роскосмосу» шаманский бубен, единственному дадут возможность задать вопрос Дмитрию Рогозину. И звучит вопрос о подготовке к старту модуля «Причал» и самой процедуре запуска. Дмитрий Рогозин отвечает незамедлительно, уверенно и обстоятельно: «Сегодня на заседании госкомиссии мы обсуждали вопрос о том, что этот пуск необычен, ракета «Союз-2.1б» стартовала в связке с кораблем «Прогресс», они вместе раньше не летали, грузоподъемность этой конструкции на одну тонну больше чем у ракеты «Союз-2.1а». И это требовало повышенного внимания. Сама конструкция модуля «Причал» тоже необычная. Подготовка к пуску шла в текущем режиме, запуск прошел штатно, теперь ждем стыковки корабля «Прогресс» и Международной космической станции, надеемся, что и этот процесс завершится благополучно». 

Кстати, как жителю Санкт-Петербурга мне особо приятно, что на борту модуля «Причал» смонтирован многоцелевой телевизионный комплекс космической связи «Клест», разработки и производства знаменитого Научно-исследовательского института телевидения, до сих пор продуктивного действующего в северной столице. АО «НИИ телевидения» из Санкт-Петербурга и по сей день — одно из ведущих предприятий страны по созданию систем и средств телевизионной техники, основной разработчик и поставщик современных оптико-электронных, радиометрических и видеоинформационных систем мониторинга, навигации и управления космическими объектами.

А Дмитрий Рогозин оказался прав. Через двое суток, вечером 26 ноября, грузовой корабль «Прогресс М-УМ» в штатном режиме состыковался с Международной космической станцией, доставив к этому технологическому комплексу модуль «Причал», что позволило завершить процесс создания российского сегмента МКС. Теперь станция оснащена современным и надежным стыковочным узлом для космических кораблей российского производства. Миссия оказалась выполнимой! 

Вячеслав Калинин,
Специально для «Нефтянки.ru»