Эмбарго на поставки российской нефти и нефтепродуктов привело к существенному изменению логистических цепочек. Сырье и топливо из России на рынках США и Европы замещается поставками из других источников. Одним из крупнейших бенефициаров такого положения вещей стала Индия, существенно нарастившая экспорт нефтепродуктов, который производит из дешевого российского сырья. 

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК.

Как сообщает Bloomberg, поставки бензина и дизельного топлива из Индии с разгрузкой в Нью-Йорке в январе достигли четырехлетнего максимума и составили около 40% от общего объема (почти 90 тыс. баррелей в сутки). Для сравнения в прошлом году индийское топливо составляло в среднем 5% от общего объема разгружаемых в Нью-Йорке нефтепродуктов. 

Это стало прямым следствием отказа США от поставок российской нефти и нефтепродуктов. До введения эмбарго Россия занимала 7% в общем объеме американского импорта, обогнав в 2020 году такого крупнейшего поставщика как Саудовская Аравия. В 2021 году российские производители почти втрое нарастили поставки нефти в США. Если в 2020 году они экспортировали туда в среднем 76 тыс. барр. в сутки, то за первые 11 месяцев 2021 года этот показатель составил 209 тыс. барр. в сутки, следует из данных Управления энергетической информации американского Минэнерго (EIA). Российская нефть стала заменой венесуэльского тяжелого сырья, которое необходимо американским заводам для нормального функционирования (оно смешивается с легкой американской нефтью и позволяет повысить выход товарных нефтепродуктов). 

Как отмечается в публикациях, первоисточником этих поставок все равно остается Россия. Индия в последнее время закупает все растущие объемы российской нефти. Еще осенью Россия стала крупнейшим поставщиком сырья в эту страну, опередив Саудовскую Аравию и Ирак. Так, в ноябре поставки составили 1,03 млн баррелей в сутки. С тех пор этот объем еще вырос. По разным оценкам, в январе Индия закупала 1,39-1,42 млн баррелей российской нефти в сутки. 

Для завоевания новых рынков российские производители предоставляют новым покупателям значительные скидки. По данным финской нефтеперерабатывающей компании Neste, формируемым на основе сведений трейдеров, спред между ценами Brent и Urals в январе 2023 года превышал $30 за баррель. Это делает выгодным экспорт произведенных из российского сырья нефтепродуктов в США даже несмотря на длинное транспортное плечо — доставка груза из Индии в Нью-Йорк часто занимает больше месяца, что в два-три раза больше, чем доставка из Европы.

После вступления 5 февраля в силу европейского эмбарго на поставки российских нефтепродуктов ожидается и значительный рост поставок топлива из Индии в страны Евросоюза. Причем для их производства может использоваться не только нефть, но и нефтепродукты из России. Согласно разъяснению Минфина США, переработанные и перепроданные за пределами России российские нефтепродукты не будут подпадать под действие санкций. Это позволит российской нефтеперерабатывающей отрасли в основном сохранить объемы первичной переработки, отправляя на экспорт по крайней мере продукцию первого передела.  

Закупки индийского горючего наращивают не только США и Евросоюз. По данным UN Comtrade, Индия стала одним из ведущих поставщиков нефтепродуктов на Украину. За период с января по сентябрь 2022 года поставки индийского топлива туда составили 481 тыс. т. Это больше, чем у таких стран, как Румыния (332,1 тыс. т), Литва (388,6 тыс. т), Польша (394,5 тыс. т) и Болгария (421,1 тыс. т), которые министр экономики Украины Юлия Свириденко в сентябре прошлого года назвала основными поставщиками горючего в страну. Минимальный объем нефтепродуктов из Индии на Украину был поставлен в марте (3,6 тыс. т), максимальный – в июле (105 тыс. т). 

В этой связи уместно напомнить, что второй по величине НПЗ в Индии – «Вадинар» мощностью 20 млн т нефти в год, — принадлежит компании Nayara Energy, 49,13% которой владеет «Роснефть». Российская госкомпания сейчас активно лоббирует идею сквозного самоконтроля нефтекомпаний при реализации углеводородов за рубеж. Суть ее в том, что нефтяники должны отслеживать судьбу каждой партии проданной нефти от скважины до АЗС в любой части света. Именно с этим наблюдатели связывают информационную атаку на ЛУКОЙЛ, который якобы поставляет нефтепродукты со своего завода в Бургасе для нужд украинской армии. 

Практическая реализуемость этой идеи с самого начала вызывала у экспертов сомнения. Сложно представить, чтобы нефтетрейдеры, находящиеся вне российской юрисдикции, учитывали при продаже нефти и нефтепродуктов интересы России. Отказаться же от поставки сырья и топлива в адрес таких участников рынка может быть затруднительно, поскольку российский бюджет остается крайне зависимым от доходов от продажи нефти. То, что «Роснефть» не может гарантировать, что произведенные на ее индийском заводе нефтепродукты не будут проданы на Украину, лишний раз подтверждает эту точку зрения.