Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Чили

Между горами и океаном

Чили, что на языке индейцев кечуа означает «холодный», имеет уникальное географическое положение — эта страна протянулась узкой и длинной субмеридиональной полосой между побережьем Тихого океана и горной системой Центральных и Южных (Чилийско-Аргентинских и Патагонских) Анд; ее протяженность с севера на юг — 4630 км, а ширина с запада на восток — в 10 раз меньше, причем в самом широком месте.

Соответственно, климат Чили существенно варьируется от тропического пустынного на севере (самая сухая и безводная в мире пустыня Атакама) до умеренного океанического на юге, на легендарном архипелаге Огненная Земля, где находятся самые южные населенные пункты Земли — портовый поселок Пуэрто-Уильямс (2 тыс. жителей) и рыбацкая деревушка Пуэрто-Торо (50 жителей). 

Население страны — 20 млн человек, площадь — 756 кв. км (чуть меньше Турции). Недра Чили очень богаты полезными ископаемыми: страна занимает первое место в мире по запасам меди, лития и селитры, третье — по молибдену и самородной сере; также имеются значительные залежи серебра и железной и марганцевой руды. Нефти и газа, увы, мало. 

С учетом своей необычной географии Чили имеет очень длинную береговую линию (6435 км) и владеет эксклюзивными правами на использование прилегающего морского пространства, называемого Чилийским морем — огромную глубоководную акваторию площадью около 4 млн кв. км, очень богатую рыбой и морепродуктами. Соответственно, в этих и сопредельных водах «кормятся» крупнейшие рыболовецкие эскадры из десятков стран мира, включая Россию. 

История Чили развивалась по алгоритму, характерному для всех стран Латинской Америки. В 1540 году Педро де Вальдивия, соратник знаменитого испанского конкистадора Франсиско Писарро, отправился в сопровождении сотни солдат из Перу в Чили. Там, несмотря на упорное сопротивление местных индейцев мапуче, дон Педро основал первые колониальные поселения, одновременно служившие военными фортами — Сантьяго (будущую столицу Чили), Вальпараисо (будущий крупнейший порт страны), Консепсьон и Ла-Серену. 

MUSEO HISTORICO NACIONAL

Затем последовали почти три века испанского владычества, которое завершилось в 1817 году благодаря усилиям Бернардо О’Хиггинса и Хосе де Сан-Мартина, командиров повстанческой Андской армии, разгромившей испанцев в знаменитой битве при Чакабуко. После этого, 1 января 1818 года, была подписана чилийская Декларация независимости, по прогрессивности не уступавшая североамериканской. 

В настоящее время Чили имеет очень высокий индекс человеческого развития и является самой развитой страной Латинской Америки по устойчивости государства, демократическому развитию, экономической свободе, конкурентоспособности, доходам на душу населения, уровню глобализации и индексу миролюбия. Здесь самая высокая на континенте ожидаемая продолжительность жизни населения (80 лет), самая низкая детская смертность и самый низкий уровень преступности. Чили — одна из самых «белых» стран континента — 89% чилийцев принадлежат к европеоидам. И еще один интересный факт — президент страны Габриэль Борич, которому недавно исполнилось 38 лет — самый молодой глава государства в мире.

Жемчужина океана

Вальпараисо, расположенный в центре страны, в 100 км от Сантьяго — «морские ворота» чилийской столицы. Название города – трансформированное Val del Paraiso («райская долина»); местные жители ласково называют свой город Вальпо. Также этот город называют Панчо и «жемчужина Тихого океана». 

Вальпараисо был основан испанскими конкистадорами (см. подглавку выше); бурный рост города начался после объявления независимости, когда в в Вальпараисо стали прибывать многочисленные эмигранты из Европы и США. В течение короткого времени Вальпараисо стал крупнейшим портом южного полушария. 

В 1990 году Национальный конгресс (парламент) Чили переехал из Сантьяго в Вальпараисо, в специально построенное здание. С тех пор здесь происходит инаугурация всех президентов Чили. Отметим, что Вальпараисо — родина наиболее известных руководителей страны (и, скорее всего, самых известных в мире чилийцев) — президента Сальвадора Альенде и его антагониста генерала Аугусто Пиночета. Кстати, благодаря Пиночету, свергнувшего Альенде в ходе военного путча в сентябре 1973 года, мировой политический лексикон пополнился хлестким термином — ранее совершенно нейтральное испанское слово «хунта» (собрание) получило резко негативную коннотацию и стало означать военную клику, узурпировавшую власть в стране.

Вальпараисо, насчитывающий 300 тыс. жителей, очень развит в экономическом и социо-культурном плане. Одно из свидетельств этого — наличие в сравнительно небольшом городе метрополитена (20 станций на линии длиной 43 км). А троллейбусная система Вальпараисо известна тем, что эксплуатирует самые старые троллейбусы в мире (машины были выпущены в 1946-1952 годах). 

Гавань Вальпараисо имеет 11 причалов с глубинами от 3,5 до 11,5 м. Основные грузы — контейнеры (терминал Pacifico Sur), нефть и нефтепродукты, СПГ, медь, фрукты, химикаты, автомобили, оборудование, фасованные продукты питания. В порту также находится крупнейший в стране пассажирский терминал Muelle Prat, обслуживающий в год более 0,5 млн пассажиров (в основном, с круизных судов). Кроме того, в Вальпараисо расположена главная военно-морская база Чили. Годовой грузооборот гавани (с учетом портопунктов Кинтеро и Пуэрто-Вентанас) — 60 млн тонн.

В лондонском стиле

Консепсьон («святое зачатие») — административный центр области Био-Био. Сам по себе город относительно невелик (250 тыс. жителей), но его агломерация — Большой Консепсьон, насчитывающий 1 млн жителей — вторая по численности в стране. Город имеет и высокий историко-символический статус — именно здесь легендарный «отец чилийской независимости» Бернардо О’Хиггинс провозгласил полный суверенитет страны. 

Город основан в 1550 году испанскими конкистадорами; в 1764 году, после землетрясения, был перенесен на нынешнее место — правый берег эстуария реки Био-Био. Но это, увы, не помогло — город, расположенный в сейсмически активной зоне, неоднократно разрушался землетрясениями; так, в послевоенный период здесь произошли два сильнейших толчка, жертвы от которых исчислялись сотнями и тысячами человек — в 1960-м («Большое чилийское землетрясение») и 2010 годах. 

Большинство жителей Консепсьона — потомки переселенцев из Европы: испанцев, итальянцев, англичан, немцев, хорватов, греков, а также эмигрантов из США и с Ближнего Востока.

Хотя город расположен в южных субтропиках, из-за холодного течения Гумбольдта климат здесь весьма прохладный и влажный, напоминающий Лондон. 

Порт Консепсьона, открытый в далеком 1764 году, находится на юго-западном берегу одноименного залива, в городе-спутнике Талькауано, названного так в честь вождя индейцев арауканов (переводится как «грозовое небо»). В ХIХ веке гавань служил базой для китобойного флота; сегодня ее главная специализация — рыба. Общий размер мест хранения грузов — 92 тыс. кв. м. В акватории гавани расположены также военно-морская база и небольшая судоверфь. 

Нефтяные причалы и СПГ-терминал расположены неподалеку, в портовом районе Сан-Висенте. Основной поставщик и потребитель этих грузов – крупный НПЗ мощностью переработки 116 тыс. тонн в сутки, принадлежащий госнефтекомпании Empresa Nacional del Petroleo (ENAP). Перевалка леса и целлюлозы ведется в портопункте Коронель, отгрузка угля – в портопункте Лота. В соседнем глубоководном порту Лиркен обрабатываются удобрения, фрукты, сахар, зерно, рыбная мука, нефтепродукты, пиломатериалы, целлюлоза, бумага и контейнеры. 

Максимальные габариты принимаемых судов: длина — 370 м, осадка — 14,5 м, дедвейт — 155 тыс. тонн. Совокупный годовой грузооборот портового комплекса Талькауано/Лиркен/Сан-Висенте/Коронель/Лота – 45 млн тонн.

Винная долина

Сан-Антонио с населением 100 тыс. жителей расположен в 60 км от Вальпараисо; это один из основных центров чилийского виноделия. В 1985 году 80% городской застройки было разрушено в результате землетрясения. В 2010 году произошло еще одно сильное землетрясение, правда, менее разрушительное.

Гавань Сан-Антонио, несмотря на близость к портовому гиганту Вальпараисо, независима от нее юридически, административно и технологически. Порт площадью 500 гектаров, состоящий из 4 доков, расположен в устье реки Маипо, разделенном на два эстуария – Аревало и Эль-Саусе. Основные грузы – сельхозпродукция (фрукты, вино, зерно), нефть и нефтепродукты, рыба, морепродукты, стройматериалы, генеральные грузы, контейнеры. Глубина основных причалов – до 11,5 м, якорных стоянок – до 14 м. Нефтеналивные грузы переваливаются на двух терминалах — Policarpo и Vopak. Максимальные габариты обслуживаемых судов: длина — 250 м, дедвейт — 155 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 20 млн тонн.

Хорваты на краю земли

Пунта-Аренас расположен на полуострове Брансуик посредине Магелланова пролива; административный центр области Магальянес-и-Ла-Антарктика-Чилена. В переводе с испанского название города означает «песчаный мыс».

Первыми белыми, посетившими эти земли, стали испанцы из кругосветной экспедиции Фернана Магеллана; произошло это в 1520 году. Испанцы были поражены высоким ростом туземцев (средний рост индейцев-теуэльче составлял 1,8 м, испанцев — 1,6 м) и их воинственностью. В 1584 году испанские поселенцы основали здесь колонию Рей-Дон-Фелипе («король Филипп»), население которой, увы, вскоре вымерло из-за голода, холода и постоянных нападений индейцев. 

Действительно, растительность и животный мир здесь довольно скудные (правда, есть пингвины), а климат — суровый (например, нет климатического лета: средняя летняя температура — всего 10 градусов). В связи с этим неуютное место, которое испанские и английские моряки назвали «порт голода», пустовало 250 лет. В 1843 году здесь была организована тюрьма; соответственно, две трети местного населения составляли заключенные, оставшуюся треть — конвоиры и члены их семей. 

В 1881 году, после присоединения ранее ничейной/спорной территории к Чили, в Пунта-Аренасе, помимо уже имевшихся лагеря, казармы, церкви, школы, аптеки и лесопилки, появился и грузовой порт. Значительный толчок развитию города дали «золотая лихорадка» и «овечий бум», привлекшие в регион тысячи новых иммигрантов, в основном, хорватского, ирландского, английского и скандинавского и происхождения. 

Больше всего было хорватов, уроженцев далматинских островов (особенно, острова Брач). Дело в том, что в середине XIX века хорватские виноградники опустошила филлоксера, обрекая местных виноделов на нищету. Хорваты устремились в далекую, но богатую и либеральную Америку, в том числе, на юг Чили, где в тот период можно было бесплатно (!) застолбить золотоносные участки. Более того, чилийское правительство распорядилось массово предоставлять чилийское гражданство «подданным Австро-Венгерской империи, не говорящим по-немецки»; в связи с этим поток хорватов на юг Патагонии не иссякал добрые полвека. 

В 1927 году город был переименован в Магеллан, но в 1938-м ему возвратили прежнее название. 

Сегодня город активно развивается благодаря угледобыче, рыболовству, а также недавно открытым шельфовым месторождениям нефти и природного газа. Географическое положение Пунта-Аренас уникально — это самый южный город Земли с населением более 100 тысяч человек, а также самый южный город и континента, и полушария, поскольку «побратимы» — соседняя аргентинская Ушуайя и новозеландский Крайстчерч — находятся на островах. Соответственно, Пунта-Аренас — популярная отправная точка для туристических круизов и научных исследований Антарктиды, куда проложены регулярные судоходные маршруты и воздушные рейсы с весьма интенсивным движением. 

В настоящее время население города составляет 150 тыс. человек, более 90% которых — потомки иммигрантов из Хорватии, Испании и Британии. Каждый второй житель Пунта-Аренаса имеет хорватское происхождение; таким образом, в городе живет крупнейшая хорватская община за пределами Балканского полуострова. Это, в частности, накладывает заметный отпечаток на городскую культуру, архитектуру и топонимику (многие улицы Пунта-Аренаса носят хорватские названия). 

Гавань Пунта-Аренаса состоит из 8 портовых районов — Пуэрто-Перси, Ленадура, Кабо-Негро, Калета-Кларенсия, Калета-Каттер, Сантос Мардонес, Ларедо и Пеккет. Нефтеналивной и СПГ-терминал принадлежат госкомпании ENAP.Основные грузы – метанол, нефтепродукты (в т.ч. для бункеровки), СПГ, шерсть, рыба, мясопродукты, стройматериалы, генеральные грузы, контейнеры. Глубина основных причалов — до 6 м, якорных стоянок — до 14 м. Максимальные размеры обрабатываемых судов: длина — 240 м, ширина — 33 м, дедвейт — 100 тыс. тонн. Паромное сообщение связывает гавань с небольшими населенными пунктами острова Огненная Земля и портопунктом Пуэрто-Уильямс, где базируются рыболовецкие и военные суда. Другие удаленные портопункты — Порвенир, Пуэрто-Наталес, Байя-Грегория (пассажирский терминал для яхт, прогулочных судов и круизных лайнеров), а также Келлон, связанный паромом Ro-Ro с портом Чакабуко. Совокупный грузооборот Пунта-Аренаса с учетом всех портопунктов — 7 млн тонн.

Сухое место

Арика расположена на севере страны, на границе с Перу и окраине пустыни Атакама. Город был основан в составе вице-королевства Перу (испанское владение) в 1541 году. Вскоре в соседнем поселке Потоси (в настоящее время — территория Боливии) было открыто огромное месторождение серебра, на пике своего развития дававшее около половины мировой добычи этого драгметалла. Данное обстоятельство превратило Арику в основной порт для экспорта серебра и самый крупный город Южной Америки. 

С началом антиколониальной войны Арика стала одним из главных центров борьбы за независимость Перу. В 1855 году железная дорога соединила Арику с соседним городом Такна (это самая старая железная дорога Южной Америки, функционирующая до сих пор). В 1868 году город был полностью разрушен землетрясением с магнитудой 8,5 баллов и последующим цунами. 

В 1880 году в ходе Тихоокеанской войны Чили захватила Арику и перевела город под свою юрисдикцию сроком на 10 лет. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное — Чили удерживала эту территорию вплоть до 1929 года, а затем окончательно решила территориальный вопрос в свою пользу. В 1962 году город принимал игры чемпионата мира по футболу. В настоящее время население Арики — 230 тыс. человек.

В связи с близостью к Атакаме климат Арики — один из самых сухих на планете: дождь выпадает здесь один раз в несколько десятков лет, среднегодовое количество осадков — менее миллиметра (то есть, практически нулевое)! Еще одна особенность Арики — наличие самой большой в мире рекламной конструкции Coca-Cola; знак, состоящий из 70 тыс. бутылочек знаменитой газировки, шириной 122 м и высотой 40 м, установлен на вершине холма. 

Арика — крупнейший сельскохозяйственный порт страны; помимо чилийских грузоперевозчиков, он обслуживает соседнюю Боливию, не имеющую выхода к морю (кроме железной дороги и шоссе, в соседнюю страну проложен нефтепровод). Основные грузы — сельхозпродукция и пищевые полуфабрикаты (цитрусовые, оливки, зерно), руда, химикаты, металлопрокат, рыба, рыбная мука, морепродукты, нефть и нефтепродукты, удобрения, машины, оборудование, запчасти, потребительские товары, стройматериалы, контейнеры. Гавань состоит из семи сухогрузных причалов, двух офшорных нефтеналивных терминалов, марины для прогулочных яхт и рыбацких шхун и фелюг, а также пассажирского терминала. К порту примыкает индустриальный парк. Максимальный размер обслуживаемых судов: длина — 300 м, осадка — 11 м, дедвейт — 75 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 7 млн тонн.

Григорий Волчек