В течение трех лет Илон Маск обещает сделать электрические силовые установки для автомобилей более дешевыми, чем традиционные двигатели внутреннего сгорания. В этом ему поможет новая технология производства аккумуляторов, которую глава Tesla представил на Battery Day во вторник. В ближайшие три года Tesla из предмета люксового потребления может превратиться в массовый товар.

Презентация новой аккумуляторной ячейки 4680 стала центральной темой «Дня Батареи», который прошел сразу после собрания акционеров Tesla. Цифровой код на самом деле обозначает размеры – 4680 представляет собой цилиндр диаметром 46 мм и высотой 80 мм. По заверениям Илона Маска, увеличенный элемент питания будет в пять раз мощнее и обеспечивать в шесть раз большую емкость, чем применяемые в настоящее время.

Дешево и мило

Производством новых батарей Tesla намеревается заняться самостоятельно. Сейчас компания закупает аккумуляторы у Panasonic и то и дело сталкивается с их нехваткой — так, именно неспособностью поставщиков обеспечить нужное количество источников питания Маск объяснял задержки с запуском в производство моделей Model 3 и Model Y.

Перенос производства на собственную площадку наряду с усовершенствованной технологией должны, как ожидается, снизить стоимость батарей более чем на 14%. В перспективе это даст возможность сделать силовую установку электромобиля дешевле традиционного двигателя внутреннего сгорания. 

Производство Tesla по цене ниже $25 тыс. с автопилотом Full Self-Driving Capability на борту Илон Маск пообещал начать в течение ближайших трех лет. С учетом того, что средняя цена нового автомобиля в США составляет около $36 тыс. (данные 2019 года), это означает переход Tesla из сектора люксового потребления (продажи измеряются десятками тысяч на рынке, на котором за кризисный I квартал 2020 было продано свыше 3,5 млн единиц) в массовый сегмент, где счет идет на сотни тысяч и миллионы.

Справедливости ради отметим, что на рынке уже есть электромобили по цене ниже этой суммы – например, Skoda CITIGOe iV (около $19 тыс.) или SEAT e-Mii Electric ($20 тыс.). Однако на американском рынке с его специфическими запросами у них нет никаких шансов.

Долгожданный Roadster доехал до конвейера

Впрочем, о топовых потребителях Tesla тоже не забывает. На презентации было объявлено, что компания начинает прием заказов на модель Tesla S Plaid (анонсирован еще в 2017 году как Roadster). Заявленные характеристики впечатляют: максимальная скорость 320 км/ч, разгон до 60 миль в час (96 км/ч) быстрее 2 секунд, запас хода более 800 км. Дистанцию 402 м (знаменитые «четверть мили», на которой соревнуются драгстеры), автомобиль будет проходить менее чем за 9 секунд. Цены на все это великолепие начинаются от $139 тыс.

Это серьезный ответ представленной на днях Lucid Air, которая при сходных характеристиках стоит $169 тыс. в топовой комплектации. Разработку «убийцы Tesla» финансировал Суверенный инвестиционный фонд (PIF) Саудовской Аравии — это само по себе показатель, что даже производители традиционного топлива рассматривают электромобили как равного конкурента автомобилям с ДВС. 

Если Илон Маск сдержит свое обещание (чего зачастую приходится долго ждать, как в случае Roadster) и сделает электрические силовые установки дешевле ДВС, это будет означать настоящую революцию в отрасли. Сейчас главное возражение против покупки EV — высокая стоимость, которая окупается только при большом годовом пробеге. 

Например, в России это должно быть не менее 45 тыс. км в год в течение пяти лет (расчет Vygon Consulting). Для обычного городского жителя это недостижимая цифра. Новые технологии Tesla снимают это возражение. При этом эксплуатация электромобиля минимум вдвое дешевле, чем традиционного авто.

Не заправишь, не поедешь

Правда, другую проблему электротранспорта в нашей стране даже Илон Маск решить не может. В России критически мало электрических заправок. По данным на 1 января 2020 года на всю страну их насчитывалось всего 161, из них около 100 в Москве, 28 в Санкт-Петербурге. Третье место парадоксально занимает Челябинск с 10 электрическими заправочными станциями. Как следствие, число зарегистрированных электромобилей в России в 2019 году составило 4,6 тыс. В рейтинге готовности к электромобилям, составленным компанией KPMG, наша страна занимает 23 место из 25. Исправить положение не смогло даже обнуление ввозной пошлины на EV.

К чему России точно нужно готовиться, так это к дальнейшему снижению потребления нефти. Появление новых технологий в сфере электротранспорта означает, что замещение традиционного автопарка будет происходить все быстрее. Поэтому все более реальным выглядит оценка, данная в недавнем отчете BP — пик потребления, которого все ждали в 2035 году, уже пройден в 2019 и миру никогда больше не потребуется столько нефти, как раньше.

Материал подготовлен
Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)